КаленДАРь - праздник на каждый день





Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию (АКЕВ). Поддержка кормящих мам. www.akev.info
www.gvinfo.ru - все о грудном вскармливании
семейный центр по перинатальной психологии и раннему развитию
Рейтинг детских
сайтов - Ваше чадо

Инициация женщины

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Инициация женщины в период рождения ребенка, как форма психологического сопровождения                

   
Одним из актуальнейших вопросов современности является психическое и физическое здоровье будущего. Наша работа была сфокусирована на исследовании научных данных, которые так или иначе связаны с проблемой рождения новой человеческой жизни. В последнее время в нашей стране изучение беременности, родов и новорожденных зачастую сводится к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам. Отношение к младенцу как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, приводит, в конечном счете, к тому, ослабляются непосредственно материнские инстинкты, психоэмоциональная связь матери с ребенком.            Традиции психопрофилактики в родовспоможении описаны в многочисленных источниках с древнейших времен до наших дней. Это и культовые, и культурные традиции, оберегающие эмоциональную сферу беременной женщины и роженицы, и урегулирование  взаимоотношений мужа и жены в период беременности и родов. Исходя из особенностей социально исторического периода последних десятилетий во многих странах постсоветского пространства связь между поколениями, которая способствовала передачи знаний, касающихся традиций построения семейных, детско-родительских отношений, культуры родовспоможения утеряны, отсутствуют традиционно закрепленные инициации, способствующие личностному взрослению и становлению представителей сообщества. Таким образом, существует необходимость радикального переосмысления имеющейся информации и изменения приоритетов в этой области. Присутствует потребность изучения тех адаптационных механизмов, которые свойственны женщинам, находящимся в состоянии беременности, - начальном периоде материнства; семьям, находящимся в ожидании ребенка, т. е. стоящие на переходном этапе развития семейной системы. 

            В психологии предложены различные определения адаптации, которые требуют специального рассмотрения. Мы опирались на  такие определения  психологической адаптации личности, которые, выражены в собственно психологических понятиях, стали бы основой для рассмотрения взаимосвязи различных аспектов процесса адаптации и его результата – адаптированности личности к определенной ситуации, в данном случае к состоянию беременности и рождению ребенка. Одно из определений адаптации звучит следующим образом: Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов, с целью их наилучшего восприятия.

             В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей. Адаптацию они определяют двояко:

   а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды, с другой, - полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; 

   б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается. Здесь, как мы видим понятие адаптации связанно с понятием потребности. Похожее соотношение между этими понятиями имеется в теории иерархий потребностей по А. Маслоу.

Основными признаками эффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являются следующие: 

   а) адаптированность в сфере «внеличностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства; 

   б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений. То есть предполагается наличие двух компонентов адаптации, - внутреннего и внешнего. Г. Гартманн (психоаналитическая концепция) признает значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Id. Г. Гартманн и др. психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Адаптация это процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. На наш взгляд это определение пересекается с понятием самоактуализирующейся личности, по А. Маслоу. Хорошо адаптированным психоаналитики считают того человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены, психоэмоциональная сфера, находится в благоприятном состоянии. 

               При нарушениях процессов адаптации личность оказывается в состоянии дезадаптированности, которое лишено положительных психологических особенностей, присущих состоянию адаптированности. Дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям. Одним из признаков дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения психических механизмов и форм поведения, необходимых для их разрешения. Подобное описание в гуманистическом направлении описывается как метопотологии личности.

                В процессе адаптации  к новой ситуации, например к состоянию беременности и материнству, важную роль играют эмоции. Имеет значение ах адекватность, степень выраженности. Переживание сильных негативных эмоции ведет к снижению уровня адаптации, дезорганизующе влияют на текущую деятельность. Такие эмоции развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня адаптации.

                 Функциональное содержание эмоций,- отражательной (оценочной), побуждающей, подкрепляющей, переключательной и коммуникативной, содержат те функциональные компоненты, которые способствуют адаптации личности. Следовательно, эмоции, исходя из содержания своих функций, могут выполнять и адаптивную функцию, способствуя процессу адаптации. Применительно к этому можно предположить, что в состоянии беременности женщин, нестабильность эмоционального состояния, не только обусловлена физиологическими и гормональными изменениями, присущими этому периоду, они подвержены колебаниям и достаточно изменчивы, так как выполняют регулятивную функцию, являясь важнейшими компонентами процесса адаптации. Таким образом, адаптация к беременности, как к начальному этапу материнства напрямую связана с психоэмоциональным состоянием женщин, ожидающих появления ребенка.

                  Нестабильность периода вынашивания и рождения ребенка напрямую связанна с преобразованием компонентов соответствующих новому виду деятельности женщины. Главная задача этого периода, - преобразование внутренних и внешних компонентов новой для нее деятельности, с другой стороны в оптимизации позитивного влияния внешних компонентов деятельности на внутренние, и наоборот.

                  Эмоции обуславливают мотивы человеческой деятельности, начиная с органических, заканчивая духовными, которые лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. 

                  Самоактуализация, является одним из оптимальных путей адаптации, для женщины, готовящейся стать матерью, выражается в реализации своего личностного, материнского потенциала в подготовке себя и своего ближайшего окружения к той специфической форме деятельности, которая соответствует роли матери, в выполнении наилучшим образом удовлетворении  всей иерархии потребностей формирующегося младенца, начиная с физиологических потребностей, заканчивая по мере развития и взросления ребенка потребностями самоактуализации. Процесс самоактуализации для женщины в период беременности, предполагает при рождении ребенка пережить вершинное переживание, которое в свою очередь ориентирует женщину на процесс самоактуализации себя, как матери в дальнейшем. Помимо вершинных переживаний процесс самоактуализации предполагает развитие следующих качеств: эффективное восприятие мира, приятие себя, других, природы, что особенно становиться актуальным с учетом природнообусловленной специфики родового акта; непосредственность, простота и естественность, центрированность на той задаче, работе, действиях, которые актуальны в данный момент, а это умение является предопределяющим успешность прохождения всех родовых стадий. Независимость и автономия, - предполагают достаточно выраженную степень ответственности за свои действия, переживания, поведение, как роженицы и матери. Самоактуализирующиеся люди  стремятся к глубоким и тесным личным взаимоотношениям, обладают особым чувством эмпатии, что является предпосылкой для благоприятного прохождения семейного кризиса связанного с появлениям  нового представителя семейной системы, и создает условия эффективного взаимодействия всех ее представителей. 

              Само понятие вершинного переживание соотносится с понятием родового транса, который описывает концепция С. Гоффа, автора теории о перинатальных матрицах. 

              В работах Станислава Гроффа, учение которого направлено на духовный рост и исцеление человека, присутствует много детальных описаний внутриутробных переживаний людей, которые находились под воздействием психоделических веществ и холотропного дыхания. И хотя его методы полностью противопоказаны для беременных женщин, та ценная информация, которая имеется в его работах, должна учитываться для лучшего планирования беременности и родов.

             По Гроффу перинатальный опыт, отпечатанный в базовых матрицах отражается на всех этапах эволюционного пути человека. Первая перинатальная матрица дает первичную информацию для формирующегося психического мира ребенка. В этот период сознание ребенка имеет доступ к глубинам бессознательного и мать способна закрепить этот опыт, если сама способна творчески использовать эту энергию и информацию. Вторая матрица фиксирует опыт индивидуального бессознательного и позволяет реализовывать те возможности, которые имеются в виде наследственных характеристик. Третья перинатальная матрица оказывает значительное влияние на успешность тандема «мать-дитя» в родах, и соотносится с уровнем сознания, соответствующим глубинным пластам индивидуальной памяти.

              От отношения матери к еще не появившемуся ребенку, которая на протяжении 9-ти месяцев живет с младенцем одной жизнью, и совместно преодолевают все периоды рождения, зависит очень многое для ребенка и предопределяет некоторые особенности их совместной жизни.

              Таким образом, создание оптимальных условий для удовлетворения, всей иерархии потребностей женщины в период вынашивания и рождения ребенка, мы создаем оптимальные условия для формирования и развития самоактуализирующейся личности ребенка в дальнейшем. Процесс самоактуализации для женщины в период беременности, предполагает при рождении ребенка пережить вершинное переживание, которое в свою очередь ориентирует женщину на процесс самоактуализации себя, как матери в дальнейшем. Таким образом, психическое воздействие направленное на подержу позитивного эмоционального состояния будущей матери, несомненно, самым лучшим образом влияет на первое, пусть и неосознанное переживание человека. 

               Прохождение родового транса может быть как осознанным и принимаемым женщиной, так и, пугающим, приводящим к потере сил, разочарованию, испугу, эмоциональной травме, страданию. 

              Принимаемый родовой транс дает возможность сохранить силы, задействовать резервы, пережить удовлетворение собой и жизнью, после чего роженица чувствует себя бодрой и радостной, несклонна к психоэмоциональным послеродовым расстройствам. Такого рода вершинное переживание является определенной инициацией, знаменующей собой переход женщины в новый для нее статус.

              Понятие инициации (initiatio – посвящение, совершение таинства) используется в этнографии, истории, мифологии, психологии и др., соответственно определяется по-разному.

            Мы вводим понятие «инициации», как внутренние преобразования, соотносящиеся с внешними действиями, позволяющие индивиду перейти на новый уровень личностного становления, изменения социального статуса, способствующие самоактаулизации личности. Инициация как внутренний переход, оформляющийся определенным обрядом, являлись частью социальной регуляции в культуре разных народов в различные исторические эпохи, - способствовали так же переходу в новую возрастную, функциональную, социальную или территориальную группу. Инициация может рассматриваться как действие, - провоцирующие, сопровождающие и формально закрепляющие личностные трансформации: изменения социального статуса, роли, новых функций, приобщения к новым нормам и ценностям, переход с одной жизненной стадии в другую. В психическом плане инициация подразумевает замену менее адекватных и неактуальных способов взаимодействия и поведенческих паттернов и возрождение обновленных, более оптимальных. В историческом контексте инициации способствовали адаптации и адаптивности в процессе трансформации личности. И многие из них содержали вершинные переживания, как обязательной частью процесса инициации.

Сценарии инициаций различны в различных культурах, на разных этапах развития общества, но содержат в себе некие общие константы.

   1) символические действия внешнего плана соответствующие необходимым внутренним преобразованиям.

   2) сопровождаются психологическими и физическими «испытаниями»

   3) сопровождаться некими атрибутами, знаками отличия. 

   4) выполняют функцию психологических механизмов способствующих овладению чем-то новым. 

   5) содержат ряд наставлений и инструкций, имеющих своей целью радикальные изменения когнитивного, мотивационного, экзистенциального состояния личности. 

   6) имеют элементы сокральности и таинства.

   7) имеют своей целью внешне социальную и внуриличностную психологическую регуляцию.

   8) наличие некого наставника, учителя.

             В историческом контексте, роль психологов и психотерапии выполняли для общества и его представителей народное творчество, как сублимация определенных процессов и состояний. Народные обычаи, праздники и инициации, сказки и былины служили особым регулятором межличностных взаимоотношений, социальные функции священников, знахарей и повитух взяли на себя психотерапевты, социальные работники и специалисты медико-идеологической сферы. В постсоветском пространстве многие социальные ритуалы разрушены безвозвратно и новые еще не сформированы на должном уровне, и как следствие этого социальные требования общества зачастую не соответствуют социально-психологической зрелости ее представителей. Одна из основных проблем, женщины и ее семьи, находящейся в ожидании ребенка, заключается в том, что потребность соответствия социальным ожиданиям и стереотипам порождает внутреннюю тревожность, неуверенность, зависимость от авторитетов, страх, отсутствие поддержки, собственную неадекватность.  

           Таким образом, работа с женщинами, ожидающими ребенка должна быть сфокусирована на:

  • нахождении творческих способов адаптации к состоянию беременности, как к начальному периоду материнства, что соответствует тем ритуалам, которые способствовали гармонизации психоэмоционального состояния беременных женщин.
  • телесно и личностно-направленное проигрывание ситуаций связанных с рождением ребенка, установлением первого эмоционального контакта, - для оптимального преобразования компонентов соответствующих новому виду деятельности женщины.
  • ознакомление с психофизиологическими особенностями послеродового периода, приобретению навыков взаимодействия с ребенком, - как элементы наставлений и инструкций, имеющих своей целью радикальные изменения когнитивного, мотивационного, экзистенциального состояния будущей мамы.
  • отработка умения принимать решения, вербализация ожиданий в отношении ведения родов, - что имеет целью приобретение навыков внешне социальной и внуриличностной психологической регуляции.
  • соотнесение своего материнского начала с представлениями и знаниями о себе, своей личности, новыми социальными ролями, что соответствует функции психологических механизмов способствующих овладению чем-то новым.
  • приобретение навыков, способствующих адаптации новорожденного к новым условиям существования, как символические действия внешнего плана соответствующие необходимым внутренним преобразованиям.
  • психокоррекционная работа по преобразованию статуса «женщина-дочь» в статус «женщина-мать», что должно сопровождаться некими атрибутами, знаками отличия, это могут быть дневники, результаты творчества.
  • прояснение актуальных желаний и ожиданий в отношении своей жизни и жизни будущего ребенка, - как осознание и закрепление новых преобразований, подтверждающих внутреннюю готовность к переходу на другой уровень становления личности.


Таким образом, психологическая подготовка к родам, рождению ребенка выполняет роль инициации для женщины и для семьи, способствуют гармоничному прохождению связанных с этим событием кризосов.

Методически эта работа построена на следующих приемах:

  • элементы сказкотерапии, песочной терапии
  • элементы экспрессивной арт-терапии.
  • элементы позитивной психотерапии.
  • элементы телесноориентированной психотерапии.
  • релаксационные, медитативные и дыхательные техники.
  • позитивное моделирование.
  • элементы семейной терапии.
  • элементы игровой терапии.
  • элементы музыкальной терапии.
  • элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
  • лекции и игры направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений и гармоничное развитие ребенка:
  • творческий подход к развитию ребенка и уходу за ним.
  • раннее психоэмоциональное развитие ребенка.
  • приобретения навыков общения ребенком.
  • стимуляцию развития моторики, сенсорики и других познавательных процессов ребенка.


Одним из основных показателей гармонично протекающей беременности являются физиологически здоровые роды, в которых происходит окончательная идентификация образа своего «Я» с образом матери. Благоприятный психоэмоциональный фон протекания родов способствует личностному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психических самооценок.  

Президент асоциаииї «Психея», руководитель одесского центра психологической поддержки семьи "Крошка Ру", действительный член УСП, семейный и системный психотерапевт, перинатальный психолог (МИПУ-сПб), представитель международной Академии семьи в Украине, мама троих детей



ПОМОГИ ДЕТЯМ



сайт Научно-практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии: http://cardio.org.ua/
форум http://cardio.org.ua/talks/index.php


;



Автор сайта Наталья Мовчан. Использование материалов сайта возможно только при наличии активной ссылки на сайт. Благодарность за помощь в программировании, разработку логотипа и фирменного стиля сайта Хилик Оксане и Хилик Сергею. По всем вопросам обращаться на e-mail: perinatal@i.ua
CopyRight 2008-2016